СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ – СОВРЕМЕННОЕ ОРУДИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

На Рынке программных продуктов для бизнеса наблюдается скачок спроса на приложения для управления цепочками поставок. Чем же эти программы так привлекают специалистов по транспортной логистике и закупкам ведущих компаний? Читайте в этой статье.

 

На одном из интернет-порталов, посвященных управлению закупками и логистическому менеджменту вообще, мне попалась статья «Технология снабжения и логистики: 8 факторов, стимулирующих внедрение систем управления транспортом (СУТ)».

 

Система управления транспортом (СУТ) – это технологическое решение, помогающее компаниям рационально, надежно и выгодно перемещать грузы из пункта отправления к месту назначения. Она включает в себя модули как по планированию, так и по исполнению транспортировки (для экспедиторов), а также управлению транспортным парком (для компаний, держащих собственные машины).  Как правило, перевозчики выбирают полный набор модулей, что обусловлено высоким коэффициентом окупаемости инвестиций при использовании СУТ. И, действительно, такие программы для логистики позволяют значительно снизить транспортные затраты.

 

Журнал «Банкир» (The Banker) приводит в качестве аргумента в пользу внедрения СУТ результаты опроса, проведенного компанией ARC Advisory Group. Более 40% опрошенных отметили, что внедрение специальных компьютерных приложений позволяет снизить транспортные расходы на 5-10%. Специалисты, ответственные за организацию доставки, отмечают, что СУТ помогают  повысить эффективность транспортировки, в т.ч. за счет визуализации процессов в реальном времени и обеспечения лучших условий для принятия решений. Такие системы позволяют выполнять задачи гораздо лучше, чем это возможно при помощи только телефонов, факсов и электронных таблиц.

 

Актуальность применения СУТ в логистическом менеджменте

 

1. Многоканальному розничному продавцу нужна серьезная поддержка.

Будучи неспособными продолжать разделять различные бизнес-каналы, современные розничные поставщики нуждаются в монолитных, многоканальных системах, объединяющих в себе продажи через физические точки, Интернет, мобильные устройства, каталоги и другими способами.

 

Транспортировка играет здесь ключевую роль. Поэтому система управления транспортом (СУТ) имеет также существенное значение в формировании многоканальной среды. В настоящее время такой тренд наблюдается, главным образом, в сфере управления транспортным парком. Это обусловлено, помимо прочего, спросом на программные решения для этапа «последней мили».

 

В транспортной логистике и управлении цепочками поставок последняя миля – это термин, означающий перемещение товара от логистической базы (распределительного центра) до конечного места назначения.

 

2. Управление доставкой становится глобальным.

Применение СУТ становится всё более широким. Изначально такие программы применялись в США как некий аксессуар автомобильных перевозчиков. Теперь же системы управления транспортом всё более эффективно поддерживают режимы морского и воздушного перемещения. Благодаря этому СУТ находит особое признание в Европе и Латинской Америке.

 

3. Системы управления транспортом способны участвовать в тактическом планировании.

Исторически СУТ использовались как прекрасный инструмент определения лучшего способа доставки при количестве заказов порядка 2000 в сутки. Однако крупным поставщикам нужно что-то больше, чем просто программа для предварительного расчета и выбора. Им необходимы средства для эффективного перспективного планирования.

 

При таком расширении функционала СУТ перевозчики смогут наглядно представлять влияние стоимости топлива, выхода из работы транспортных единиц или находить управленческие решения в случае чрезвычайных происшествий в главном порту. Крупные разработчики специальных программ, такие как Oracle и JDA, уже начали предлагать СУТ с возможностями тактического планирования, ориентируясь пока на крупных клиентов с транспортным бюджетом до 100 миллионов долларов в год и более.

 

4.  Продавцы включают прогнозирование фрахта в функционал систему управления.

До недавнего времени большинство попыток объединить системы товарного прогнозирования и транспортировку терпели неудачу.  Ситуация стала изменяться к лучшему, когда поставщики типа Terra Technology начали производить решения, помогающие компаниям управлять рыночной волатильностью за счет применения измерителей спроса, оптимизации запасов и транспортных прогнозов.

 

5. Встроенная аналитика пользуется высоким спросом.

Находясь под бомбардировкой терабайтами цифровой информации, перевозчики нуждаются в средствах преодоления массива данных, выбора наиболее ценных из них и их использования для выработки наилучших транспортных решений. Поэтому программные пакеты СУТ со встроенным аналитическим функционалом будут пользоваться растущим спросом. Так, например, система управления транспортом, которая включает карточку оценок курьеров, способна воспользоваться этими рейтингами для отбора подрядчиков.

 

6. Большие массивы данных становятся более управляемыми.

По мнению одного из топ-менеджеров консалтинговой фирмы Chainalytics, громоздкие и разрозненные скопления информации становятся более удобными в использовании и планировании хотя бы благодаря тому, что раньше перевозчики просто не могли себе представить, как объять эти данные. Структурирование информации в соответствии с целями транспортной компании способствует решению многих проблем.

 

Чтобы сделать данные пригодными для применения, нужно сначала очистить их, гармонизировать и стандартизировать. Под гармонизацией понимается идентификация общих признаков, которыми обладают части информации и которые гарантируют возможность их объединения. Структурированные данные дают реальную возможность улучшить визуализацию информации как таковой и повысить эффективность её использования в транспортной сфере.

 

7.  Транспортные компании нуждаются в системах, помогающих загружать обратный транзит.

Поставщики не заинтересованы отправлять пустые машины от мест выгрузки товара обратно в свои распределительные центры. И корень решения проблемы эффективного использования машин на обратном пути лежит в гармоничной увязке контрактов с непосредственными перевозчиками, соглашений и переговоров.

 

8. Планирование и исполнение могло бы получить место в панели управления СУТ

По словам одного из специалистов консалтинговой компании Capgemini, традиционные системы управления включали в себя блоки планирования и исполнения, которые действовали в своих индивидуальных средах и не были увязаны с транспортировкой.

 

Крупные разработчики СУТ начинают создавать интегрированные продукты таким образом, чтобы транспортные компании могли более эффективно отслеживать производственные циклы как часть процесса дистрибуции товара. При этом определяются наилучшие пути управления потоком и синхронизации таких его составляющих, как планирование, исполнение и доставка.

  

Перспективы на 2014 год

 

В ближайшие годы будут наблюдаться следующие тенденции:

— растущий интерес к решениям, основанным на облачных технологиях, требующих небольших авансовых платежей и минимальной информационной инфраструктуры;

— продолжающаяся реконструкция старых систем и замена их новейшими платформами;

— потребность в глобальных СУТ, способных не только представлять информацию о перемещении транспорта.

 

Посредники особенно заинтересованы в единой системе управления «от двери до двери», которая предусматривает возможности:

1) оптимизации;

2) решение таких задач, как подготовка инвойсов и платежных ведомостей;

3) традиционные брокерские операции.

В настоящее время практически нет таких СУТ, которые бы хорошее реализовывали все эти три функции. Так что это видится хорошей перспективой для разработчиков программного обеспечения.

 

По своему опыту добавлю, что в большинстве российских компаний уровень профессионального программного обеспечения бизнес-процессов (не только логистических) остается невысоким. Отставание от Запада в этом плане обусловлено, на мой взгляд, рядом факторов: недостаточным развитием корпоративной культуры (включая командный дух); низкой мотивацией сотрудников (зачастую даже топ-менеджеров) к внедрению и освоению новых технологий; нежеланием «переплачивать» за специализированные программы. Кто лишён этих пороков, тот и будет лидировать в своей отрасли.

 

Читайте также:

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПОСТАВКАМИ