ПОМОГАЕТ ЛИ «БЕРЕЖЛИВЫЙ» МЕНЕДЖМЕНТ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКУПОК?

«Бережливый подход», безусловно, позволяет улучшить любой бизнес процесс на десятки процентов, а то и в разы! Но только в том случае, если он применяется с глубоким осмыслением происходящего. К такой мысли склоняется и автор одной западной публикации: «Как практики LEAN приводят к кризису у поставщиков».

 

Последние десятилетия в мировой экономике произошли такие изменения, что производители теперь вынуждены всерьез задумываться о выживании. Приоритетной областью задач стало повышение эффективности предприятия. Обладатели «черных поясов» в области бережливого производства (lean) вознамерились преуспеть в управлении товародвижением, чтобы добиться ряда результатов:

— улучшение оборачиваемости складских запасов;

— увеличение производительности;

— снижение потерь/отходов и затрат.

 

К сожалению, ажиотаж вокруг лин-подхода привёл к некоторым негативным последствиям. Наиболее серьезное из них – проблемы с результативностью поставщиков.

 

Вот два показательных примера:

1. Снабжение по принципу «точно во время» (just-in-time, JIT). Цель такого подхода – минимизировать складские остатки и, особенно, расходы по организации подачи комплектующих и материалов на производство. Это работало хорошо, пока спрос был стабилен и предсказуем, а каналы закупок – короткими и надежными. Однако мир испытал два проблемных изменения:

1) глобализация цепей поставок, давшая производителям доступы к дешёвым Рынкам труда и комплектующих в Китае и других удаленных странах;

2) изменения в закупочных подходах, сделавшие прогнозирование потребностей намного сложнее.

В результате складские остатки как готовой продукции, так и комплектующих и материалов снова стали расти.

 

2. Стандартизация производства. Заводы расширяют свои продуктовые линейки и, чтобы сократить при этом затраты, стандартизируют размеры и типы применяемых материалов. Например, по расчетам Фольксвагена это может дать снижение расходов на развитие на 20%, стоимости комплектующих – также на 20%, времени изготовления – на 30%. Многие другие производители последовали данному примеру. Это вызвало напряжение у поставщиков всех уровней, оказавшихся неспособными подхватить столь резкое повышение спроса на определенные детали. Учитывая то, что мало кто был готов инвестировать в увеличение производственных мощностей при колеблющихся потребностях в комплектующих, остановка сборочных линий стала болезненной реальностью.

 

Так что же делать производителям? Конечно, не нужно отказываться от принципов бережливости (lean). Просто нужно добавить к ним:

— качественные коммуникации;

— сильное партнерство;

— более эффективное взаимодействие между производственными и закупочными подразделениями при планировании

Тот, кто преуспеет в этом комплексе, приобретёт мощное конкурентное преимущество.

 

От себя добавлю, что мне также довелось быть свидетелем того, как асимметричное или однобокое внедрение лин-приёмов негативно сказывалось на результативности всего предприятия. Конкретно речь идёт о системе «5S». Одно дело, когда принципы бережливого производства практикуются в цехах (например, на рабочем месте слесаря-ремонтника) и на складах. Там, действительно, за счёт упорядочивания расположения инструмента и материалов удаётся сократить время операций на десятки процентов и даже в разы! Совсем иначе обстоят дела у офисных работников. Слепое копирование производственных принципов «5S» применительно к экономистам, бухгалтерам, менеджерам по закупкам, конструкторам и другим «кабинетным» специалистам приводит к серьезному ухудшению качества их труда.

 

Всегда нужно стремиться к дальнейшим улучшениям, даже если текущее состояние кажется отличным. Однако любые новшества должны вводиться взвешенно, с предварительным моделированием и основательным прогнозированием последствий. Если даже имеется положительный опыт реализации тех или иных подходов на других предприятиях, необходимо учитывать особенности своей организации. В любом случае, любые структурные и функциональные изменения в масштабах целого бизнес-процесса должны быть тщательно спланированным комплексом мероприятий в масштабах всей компании (или даже группы компаний).

 

>>> В раздел «Снабжение»