ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПОСТАВКАМИ

В одной из статей мы говорили об актуальности применения компьютерных систем управления транспортом. В этом плане весьма перспективными становятся облачные технологии. Тем не менее, специалисты по логистике и закупкам, а также топ-менеджеры пока не пришли к общему мнению насчет необходимости внедрения таких подходов на своих предприятиях. Рассмотрим подробнее роль и перспективы облачных систем в управлении цепочками поставок.

 

Если Вы слышите об облачных технологиях в информатике впервые, рекомендую ознакомиться с материалами этой статьи.

 

Данная публикация основана на переводе статьи с авторитетного западного блога по логистике: «Облачные вычисления: Предел – только небо».

  

Актуальность

 

Программы, основанные на облачном принципе, продолжают проникать в информационные технологии управления цепями поставок в силу своих специфических достоинств. Исследуем, насколько высоко перевозчики ушли в «облака», и покажем несколько ограничений, которые могут стать помехой в этом полёте.

 

Облачные вычисления привлекательны рядом свойств:

— низкими стартовыми затратами;

— высокой рентабельностью;

— неограниченным объемом предоставляемого хранилища данных;

— потенциалом в сокращении затрат на внедрение и техническую поддержку информационной системы.

Поэтому всё больше компаний отказываются от приобретения установочных пакетов программ и переходят на облачные продукты, которые позволяют получать и передавать доступ как к компьютерным приложениям, так и к данным. Вместо того, чтобы использовать свои собственные серверы или жесткие диски для хранения и обработки информации, логисты теперь могут дистанционно и круглосуточно пользоваться необходимыми сервисами, физически расположенными на чужих устройствах.

 

Одним из смущающих моментов в пользовании удаленными ресурсами (например, Amazon EC2) является то, что они действуют как программа вне файервола абонента. Вдобавок к этому, дистанционно используемое приложение находится в многопользовательской среде, установлено в датацентре провайдера, предоставляется через третье лицо (хостинг) или провайдера облачного сервиса.

 

В управлении цепочками поставок (УЦП) (SCM – Supply Chain Management) облачные вычисления стали широко применяться последние несколько лет, но по-прежнему вызывают сомнения у некоторых представителей профессионального сообщества. Согласно исследованиям технологий логистического менеджмента за 2013 год (Logistics Management 2013 Technology Usage Study), голоса опрошенных распределились следующим образом:

— уже внедрили решения на базе облачных принципов – 18%;

— присматриваются к таким технологиям – 37%;

— не видят в них альтернативу существующим инструментам  – 13%;

— не уверены, что внедрение облачных технологий согласуется с интересами компании – 26%.

 

Системы управления цепями поставок на основе облачных вычислений.

 

Ключевые свойства, которыми по мнению респондентов должны обладать программы по управлению логистикой:

— безопасность и приватность;

— надежность;

— возможность восстановления данных.

 

Ярые поклонники облачных систем отмечают такие их достоинства, как:

— возможность доступа из любого места;

— высокая пропускная способность, ёмкость, производительность;

— уже имеющаяся тенденция к переходу на облачные технологии со стороны провайдеров систем управления цепями поставок.

 

Далее рассмотрим, насколько глубоко такие технологии проникают в логистику, каковы ограничения этого способа предоставления доступа к программам и насколько заинтересованы производители оборудования в переводе своих клиентов на «облако».

 

Ожидания взлёта

 

Нет сомнений в том, что интерес перевозчиков к облачным технологиям растёт. По расчетам аналитиков компании Gartner, к 2016 году порядка 40% приложений для цепей поставок будут предоставляться посредством «комбинированного облака». Это сочетание трёх видов доступа:

—  публичного «облака» (в котором многочисленные пользователи делятся ресурсами);

— частного «облака» (для единственного предприятия);

— многопользовательского программного сервиса (приложения, эксплуатируемого многими бизнес-процессами и абонентами).

 

Некоторые секторы сферы закупок уже перевалили за этот 40%-ный рубеж. Более половины новых приложений для управления поставками, включая системы управления транспортом (СУТ) и глобального торгового менеджмента (СГТМ), основываются сегодня на облачных технологиях. Системы складского менеджмента (ССМ) и выбора планирования цепочки поставок (СВПЦП), хотя и в меньшей степени, но также уходят в «облака».

 

Будучи в неразрывной взаимосвязи друг с другом и имея тенденцию к дальнейшей глобализации, программы для управления различными направлениями и этапами поставок будут все втягиваться в новые технологии. Впрочем, для предприятий России и СНГ ещё долгое время будет типична ситуация, когда бухгалтерия работает в 1С, отдел снабжения – в СТЭКе, склады – в бумажных книгах, и с горем пополам их всех связывает усидчивый специалист по «всем этим делам» (ВЭД). Да, это частный пример, но он реален и показателен.

 

В большинстве случаев нежелание обратиться к облачным технологиям обусловлено всего лишь одним вопросом, точнее – ответом «нет» на него:

«Есть ли на самом деле смысл запускать приложения удаленно, а не на своём сервере?»

На самом же деле «облако» даёт перевозчикам преимущество взаимодействовать с поставщиками, курьерами и другими участниками процесса онлайн 24 часа в сутки 7 дней в неделю.  И когда система глобального торгового менеджмента основана на этом принципе, провайдеры программных решений могут легко и быстро обновлять данные о торговом соглашении и регулятивные параметры одновременно во всех офисах Клиента – через Интернет.

 

В некоторых случаях без облачных вычислений не обойтись в принципе. По словам директора консалтинговой фирмы ARC Advisory Group, в сегменте продуктов для планирования цепей поставок, например, разработчики типа Aspen Technology и Kinaxis не поставляют программы, построенные по традиционным моделям доступа к ним.

 

Ограничения облачных технологий

 

На протяжении всей своей истории «облака» позиционировались как «быстрый и дешёвый» способ установки и запуска программ. Однако впечатление быстроты применения обманчиво. В этом плане некоторые поставщики перехваливают подобные продукты. Нужно иметь в виду, что перевод системы управления на облачные технологии не обязательно повлечет желаемые изменения процесса использования программ как такового. А если и повлечет, то в пределах лишь 10-20%, поскольку именно на такую величину «облака» превосходят в скорости традиционное, локально устанавливаемое ПО. Например, новый пользователь СУТ в любом случае должен загрузить все сведения о своих транспортных единицах и настроить конфигурацию заново, чтобы увязать с своей транспортной сетью, несмотря на то, что приложение основано на «облаке».

 

И на этом ограничения не заканчиваются.

 

Приобретение программного обеспечения в данном случае можно сравнить с покупкой автомобиля. Вы облачном варианте мы имеем дело как бы с лизингом, а в традиционном – с обычной куплей. Машину дешевле брать в лизинг, если вы собираетесь пользоваться ею пару лет. Но если же вы намерены ездить на ней лет 10, разумнее просто купить её. Та же логика справедлива для систем управления цепями поставок.

 

Другим ограничивающим моментом является то, что при использовании облачных проблем могут возникнуть трудности с инфраструктурным менеджментом. То, что звучало выше как преимущество (разгрузка собственного сервера и передача техподдержки на аутсорсинг), получить удаётся не каждому перевозчику. Один из путей в какой-то мере нейтрализовать этот неприятный момент – использовать отдельные куски «облака» для соответствующих частей бизнес-процесса, которые выгодно организовать именно по такому принципу. Так, например, представитель компании Capgemini акцентирует внимание на таком специфическом блоке деятельности транспортных компаний, как информационная сеть центра распределения входящего груза. Эта сеть запускает определенную, основанную на «облаке» часть программного обеспечения, а затем ожидает развитие тех или иных событий за 6-месячный период. «Раздробите подход, наиболее подходящий для вашего бизнеса, и применяйте один его фрагмент в данный конкретный период» — советует эксперт.

 

Перспективы

 

Достигнет ли распространение облачных технологий такой точки, когда традиционные программы станут менее востребованными? На это уйдут годы, как утверждают знатоки. Однако, в любом случае, «облака» набирают обороты. Компании хотят получать более быстрые окупаемость инвестиций и развертывание ИТ-инфраструктуры.

 

Также ожидается, что среди провайдеров облачных технологий (Oracle, SAP, Microsoft) будет происходить консолидация в построении новых программных продуктов для управления цепями поставок. Установочные базы у них уже есть – остается только найти целевые сегменты рынки для дальнейшего расширения сбыта.

 

Системы складского менеджмента (ССМ) созрели до перехода на облачный базис всего лишь за 5 лет, тогда как системам управления транспортом на это потребовалось в 2 раза большее время. Этот факт говорит о том, что перевозчики нуждаются в альтернативных методах доступа к информации и выгодах, которые эти методы дают. Поэтому, как считают эксперты, на данный момент не видно предела распространения облачных систем.

 

Джим Гэскелл (Jim Gaskell), директор департамента постпродажного сервиса корпорации по производству складской грузоподъемной техники Crown Equipment Corporation, хотел бы, чтобы все его клиенты использовали «облака» для хранения, обработки и поиска информации о поставляемой продукции. В настоящее время данные о техобслуживании, транспортировке, погрузчике, его операторе и состоянии батарей пересылаются на склад или на сервер операционного распределительного центра по беспроводной сети. Однако гораздо проще было бы выгружать эту информацию в хранилище на интернет-платформе. Размещенная таким образом, она могла бы быть доступна в любой момент всему предприятию, а не только складу.

 

Мечты Гэскелла не так уж далеки от реальности. В октябре 2013 года его корпорация перевела на облачную основу систему управления парком автопогрузчиков. При этом хостинг находится в собственности Crown Equipment. Но это частный случай. Примет ли сообщество профессионалов в сфере логистики такие системы, ещё предстоит увидеть. По словам Джима, некоторые специалисты озвучивают обеспокоенность в плане информационной безопасности и боятся потерять фактический контроль над данными, которые не будут больше храниться на их собственных серверах. Однако тот факт, что всё больше компаний уходят в «облака», делает переход на такие технологии даже скрытым преимуществом владельцев ССМ. В настоящее время порядка 10% клиентской базы компании Crown  использует облачные технологии для управления парком погрузчиков.

 

Дж.Гэскелл видит «облака» особенно подходящим решением для глобальных организаций цепи поставок, опирающихся на сильно фрагментированный подход к управлению парками погрузчиков. И если все операции по США могут задействовать центральный корпоративный сервер, то в Мексике, Латинской Америке или Европе должны учитываться другие правила сбора информации и управления ею. В результате не всегда оказывается возможным пользоваться местной инфраструктурой. Поэтому клиенты мотивированы к работе со всеми своими глобальными данными в одном месте (информационном центре), что возможно реализовать именно на базе облачных технологий.

 

Таким образом, очевидно, что облачные технологии ждёт большое будущее в управлении цепями поставок крупных компаний, филиалы которых разбросаны географически. Более того, учитывая мировые тенденции к бизнес-интеграции и созданию межкорпоративных команд, «облака» должны обрести популярность и среди «монофилиальных» предприятий, входящих в такие команды.